проект развития школы

Введение.

 

Проект перспективного развития Муниципального казённого образовательного  учреждения «Куржинская основная общеобразовательная школа» на 2011-2018 гг. – основополагающий, стратегический,  долгосрочный нормативный  управленческий документ, определяющий основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся, особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты. Он основывается на Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Перечне поручений по реализации Послания Президента федеральному собранию п.13,14, Федеральных государственных образовательных стандартах.

            Основные направления проекта определены на основе  анализа работы образовательного учреждения, социально-экономического положения школы в муниципальном образовании, текущего состояния системы образования, потребностей населения.

                                                                                        

1. Участники проекта

 

·                Родители — выбор образовательных программ и услуг, участие в управлении учреждением;

·                Обучающиеся —  выбор образовательных программ и услуг, участие в управлении учреждением в органах школьного самоуправления;

·                Педагоги —  участие в управлении учреждением, определение перспектив развития содержания образовательного процесса,  с учётом его модернизации, повышение квалификации и методической грамотности;

·                Учредитель —  оценка деятельности педагогического и ученического коллективов школы, административная поддержка направлений ее развития;

·                Социальные  партнеры —   определение форм и перспектив дальнейшего сотрудничества;

  1. Паспорт проекта

 

2.1. Общая характеристика школы

2.1.1. Общая информация

Название учреждения (по Уставу):           Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Куржинская основная общеобразовательная школа».

Год основания – 1963.

Тип: общеобразовательная школа – сельская

Организационно-правовая форма: муниципальная.

Учредитель: Управление образования Администрации Колпашевского района Томской области.

Руководитель (должность, Ф.И.О.): директор школы  Бурцева Лариса Алексеевна

 

Контактная информация:

Адрес учреждения (фактический, почтовый, юридический): 636454 п.Куржино ул. Лесная 2, помещение 1, Колпашевский район, Томская область

Телефон приёмной директора:  (38254)  62442

Факс:  ; 38254)  62442

Электронная почта: val7790@yandex.ru

 Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении в РФ», Уставом школы, годовым планом школы. Орган общественного управления – Управляющий Совет

·                Устав зарегистрирован Постановление Главы Колпашевского района от 17.11.2011 № 1218

·                Лицензия Серия РО № 001329 от 23.09.2009г. на реализацию общеобразовательных программ

В штат школы  входят:

·                Административный персонал2 чел.

·                Педагогический персонал  – 5 чел.

·                Обслуживающий персонал – 3 чел.

Школьные помещения: общая площадь всех помещений – 269,3 кв. м. (Количество учебных кабинетов –5)

Материально-техническая база школы:

На  100 % учебные кабинеты  оснащены новой мебелью.

Средний  уровень обеспеченности техническими средствами.

Количество обучающихся.

  В 2012-2013  учебном году  в школе обучалось на 31.05.2013 – 21 чел (6 классов-комплектов).

В 2013-2014 учебном году обучается 23 человека (5 классов-комплектов).

Режим работы школы.

пятидневная рабочая неделя

Язык образования — Русский.

 

2.1.2.  Специфика расположения школы

      

      п.Куржино входит в состав Дальненского сельского поселения, расположен в 100 километрах от районного центра г.Колпашево. В Куржино нет действующих предприятий, но поселок живет. В поселке имеется отделение связи, ФАП, магазин, работает специалист соцслужбы. В здании школы располагается Администрация поселения, ФАП, сельская библиотека. До поступления в школу дети воспитываются в семье. Образовательное учреждение расположено на территории посёлка Куржино и комплектует классы из числа детей школьного возраста, проживающих в п. Куржино.

2.2.      Характеристика состава обучающихся

 

  Социальный состав

Социально-экономическая ситуация в п.Куржино отличается большей нестабильностью и достаточно низким показателем уровня благосостояния населения в сравнении с другими районами Томской области.  Менее 30 % родителей обучающихся имеют среднее специальное образование, ниже среднего — 60%. Полные семьи составляют 92% от общего числа.

 

 

 

Таблица – 1- Социальный состав

Категории

Всего семей

Детей в школе

1

Многодетные полные семьи

13

20

5

2

Многодетные неполные семьи

1

2

6

3

Малообеспеченные семьи (по питанию, ОГУ ЦСПН)

22

22

7

4

Неблагополучные семьи, состоящие на школьном учете/ на учете в КЦСОН, КДН и ЗП,  ОДН.

1

2

8

5

Дети, состоящие на внутришкольном учёте

1

2

 

 

2.3.      Структура управления школой.

 

     МОУ «Куржинская ООШ» является муниципальным образовательным учреждением. Учредитель – Управление образования Администрации Колпашевского района Томской области. К компетенции учредителя в части управления школой относится:

·         принятие решения о ликвидации или реорганизации школы;

·         утверждение Устава школы, изменений и дополнений к нему;

·         осуществление контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью школы;

·         осуществление контроля  за образовательной деятельностью школы;

Управление (руководство) школой осуществляют директор. Органами самоуправления школы являются: Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Управляющий совет школы.                   

Педагогический совет – орган управления, объединяющий педагогических работников школы. Создаётся в целях развития         и совершенствования образовательного процесса. Директор учреждения является председателем Педагогического совета. К          исключительной компетенции Педагогического совета относятся:

ü     принятие Программы развития  школы;

ü     выбор вариантов содержания образования, форм и методов учебно-воспитательного процесса, способов их реализации;

ü     организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

ü     принятие решения о переводе обучающегося в следующий класс, условном переводе в следующий класс, а также об оставлении на повторное обучение;

ü     допуск обучающихся и освобождение их от итоговой аттестации;

ü     награждение обучающихся по итогам аттестации.

 

2.4.      Анализ ресурсов функционирования и развития школы

2.4.1. Кадровые ресурсы

4.      Количественный состав. В 2010-2011 учебном году в школе работало 6 учителей (в том числе находящиеся в декретном отпуске — 1), из них: 6– постоянные сотрудники.  Высокий уровень стабильности педагогического состава.

5.      Квалификация. I категорию –1педагог, 2категория – 5 педагогов

6.      Аттестация. В 2010-2011 учебном году прошли аттестация на II категорию – 5 педагогов, в 2013-2014 учебном году аттестацию прошли два педагога — на соответствие занимаемой должности.

7.      Половозрастной анализ представлен в Таблицах 3, 4. Средний возраст педагогов МОУ «Куржинская ООШ»– 37 лет,

Таблица – 1- Возрастной анализ педагогического коллектива

Возрастная группа

25-30 лет

31-40

41-49

50-55

56-60

Старше 60 лет

Количество педагогов

 

43 %

 28 %

 

 —

 

 

14 %

 

14 %

 

 

 

Таблица – 2 — Стаж педагогической деятельности

Стаж

До 5 лет

6-10 лет

11-15 лет

16-20 лет

21-25 лет

Свыше 25 лет

Количество педагогов

3/ 43 %

2/ 28 %

2/ 28 %

 

2.4.2.   Методическая работа

 

    Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы в школе, является методическая работа.

         В 2010-2011 учебном году школа  работала над темой  «Личностно-ориентированное обучеиие и воспитание обучающихся с использованием средств здоровьесберегающих технологий ». Был определен следующий круг задач:

1    Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

2.   Активизация работы со способными и одаренными детьми

1.              Внедрение современных педагогических технологий обучения и воспитания.

2.              Выявление,  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

3.              Развитие предпрофильной подготовки и профильного обучения.

4.              Совершенствование традиций, способствующих формированию школьного коллектива, развития и воспитания.

При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

 1    Тематические педагогические советы.

 2    Работа учителей над темами самообразования.

 3   Открытые уроки и их анализ.

 4   Предметные недели.

Основной задачей методической работы стало создание эффективных механизмов и условий для развития профессиональной компетентности педагогов.

Среди наиболее важных условий обеспечения развития кадрового ресурса в деятельности МОУ «Куржинская ООШ» выделяются следующие:

Ø                 целенаправленная работа коллектива школы, методических служб по формированию мотивации педагогов к непрерывному образованию;

Ø                 создание системы повышения квалификации и переподготовки;

Ø                 расширение пространства профессионального развития педагогов

Одним из важных аспектов, мотивирующих педагогов МОУ «Куржинская ООШ» повышать свой профессиональный уровень становится материально-техническое обеспечение образовательного процесса и доступность технических средств обучения, средств глобальной сети Интернет в рамках инновационной деятельности школы. С целью повышения информационной компетентности 3 педагога прошли  курсовую подготовку повышения квалификации. В течение всего года   проводились неформальные консультации наиболее ИКТ – компетентными сотрудниками ОУ. В дальнейшем планирем разработку методических и дидактических материалов, электронных пособий. Следующим этапом работы в этом направление станет создание медиатеки, размещённой в локальной сети ОУ.

 

            Модели и механизмы реализации данного направления таковы:

·                    увеличение числа педагогов применяющих на практике технологию проблемно — диалогического обучения;

·                    внедрение метода проектов в учебный процесс, развитие поисковых форм внеурочной деятельности;

·                    освоение интерактивных технологий обучения;

·                    развитие информационно-коммуникативных технологий обучения.

     

            Большое  значение в повышении профессиональной компетентности педагогов имеет

участие   в различных конкурсах, фестивалях и семинарах.

Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остаётся педагогический совет. Повестка двух из четырёх педсоветов включала в себя вопросы введения ФГОС: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС»; «Основные направления развития школы до 2015 года в свете национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

 

Ключевые проблемы. Инновационные ресурсы образовательного учреждения тесно связаны с его кадровым ресурсом, большая учебная нагрузка у учителей приводят к снижению инициативы, активности в методической, инновационной работе, предпочтению более пассивных форм участия.

 

2.4.3. Материально-технические ресурсы

              

       В школе имеется спортивная площадка для игры в волейбол, футбол и других спортивных занятий

   Организовано бесплатное буфетное питание.

   Охвачено питанием 19 обучающихся из малоимущих семей

   Компенсация расходов на питание составляет 18 руб.

   Обеспеченность посудой и оборудованием 100%

 

    Классных комнат -1 ( для начальных классов ), кабинетов -4.В классной комнате и кабинетах полностью заменены школьная мебель и  классные доски, обновляются наглядные пособия.

     В школе имеются 6 компьютеров, 3 из которых предназначены для занятий информатикой.

     Имеются интерактивная доска, телевизор , видеомагнитофон, музыкальный центр ( караоке), 2 магнитофона.

     Для работы с обучающимися и делопроизводства имеется необходимая оргтехника ( факс, ксерокс, принтер)

Ежегодно обновляется фонд учебников в соответствии с федеральным перечнем .

 

2.4.4.   Финансовое обеспечение функционирования и развития школы.

 

   Основным источником финансирования  школы являются средства регионального и муниципального бюджетов. За 2010-2011 учебный  год  для функционирования и развития МОУ «Куржинская ООШ» было израсходовано 254900  рублей из регионального и 3274900 рублей из муниципального бюджетов.

 

 

  1. Характеристика учебного плана

 

   Учебный   план   муниципального   общеобразовательного   учреждения   «Куржинская основная общеобразовательная школа» на 2010/2011 учебный год разработан в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказами Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных учебных планов для  образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»,  от 30.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования…», Департамента общего образования Администрации Томской области от 31.08.2004 № 537 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Томской области», решением Коллегии ДОО ТО утверждённым приказом от  25.02.2011, письмом ДОО ТО от 07.04.2011 № 839/01-08 «Рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Томской области в 2011-2012 учебном году» приказом Управления образования от 03.05.2007 № 159., письмом Управления образования от 03.05.2007 № 77/1

Учебный план МОУ «Куржинская  ООШ» — нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням начального общего, основного общего образования  в МОУ «Куржинская ООШ».

В рамках компетенций, установленных действующим законодательством и федеральным базисным учебным планом в процессе разработки учебного плана были учтены и конкретизированы следующие нормы и положения:

— введено годовое распределение часов  на изучение предметов, что дает возможность  перераспределять нагрузку в течение учебного года, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности;

— нормативно установлена следующая структура учебного времени, состоящая из двух частей: инвариантная и вариативная части, где инвариантная часть – предметы федерального компонента образования, а вариативная часть учебного плана – предметы, учебные курсы, дисциплины (модули), содержащие которых проектируется на основе учёта социокультурной  и экономической специфики Томской области и региона Сибири в целом, а также с учётом конкретного образовательного заказа обучающихся и их родителей;

— учебный план, в том числе вариативная часть плана МОУ «Куржинская ООШ» формируется самостоятельно (п.6 ст.32, ФЗ «Об образовании»);

-учебный план для I — IV классов устанавливает 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II — IV классы —  34 учебных недель (пятидневная учебная неделя). Продолжительность урока для I класса — 35 минут, для II — IV классов — 45 минут;

-для V — IХ  классов на весь 5 – летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования продолжительность учебного года — 35 учебных недель (пятидневная учебная неделя).  Продолжительность урока – 45 минут;

— принципы построения и нормативы учебного плана обеспечивают условия для реализации различных вариантов предпрофильной подготовки в 8-9 классах

Введено распределение часов на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в вариативную часть учебного плана 4-го, 5-го классов МОУ «Куржинская ООШ».

Курс носит культурологический и светский характер, направлен на формирование этического, патриотического воспитания обучающихся, развитие толерантности, уважительного отношения к культурным традициям разных народов.

Учебный предмет «Физическая культура» имеет большое значение для физического развития обучающихся и сохранения здоровья.  Больше учебного времени отводится  на занятия на открытых площадках.

С 1 сентября во всех классах вводится третий час учебного предмета «Физическая культура» для увеличения двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрения современных систем физического воспитания.

 

Структура вариативной части

 

Структура и содержание вариативной части, в том числе компонента образования в МОУ «Куржинская ООШ» определяется географическим, культурно-историческим, социальным и экономическим своеобразием Томской области.

В связи с этим вариативная часть учебного плана школы включает изучение истории освоения Сибири, истории Томска и Томской области, той местности, где родился и проживает в настоящий  момент  человек.

Структура и содержание вариативной части, в том числе компонента образования МОУ «Куржинская ООШ» определяется введением в вариативную часть учебного плана школы в 4-5 классах курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

2.6.  Анализ результатов образовательной деятельности в 2010 – 2011 учебном году

Результаты ГИА

 

 На конец 2010-2011 учебного года в 9-м классе обучались 2 человека. Все были допущены к государственной (итоговой) аттестации  успешно ее прошли и получили документ об образовании соответствующего образца.

Целенаправленная работа по подготовке к экзаменам велась учителями предметниками и классными руководителями в течение всего учебного года.

Обучающиеся и родители были ознакомлены с нормативными документами по итоговой аттестации.

Таблица: «Диагностика выбора экзаменов  для итоговой аттестации».

 

   предмет

Количество обучающихся

%

Биология

2

100 %

Литература

2

100 %

 

 

Анализ результатов обучения в основной

В сравнении с предыдущим годом общая успеваемость во 5-9-х классах осталась без изменения 100%, а качественная снизилась – на 16,5%,

Таблица –- Анализ общей и качественной успеваемости 5-9-х классов в динамике за 2 года.

Классы

Год

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

По шк.

Общая

успеваемость

09-10

100

100

100

100

100

100

10-11

100

100

80

100

100

100

Качественная

успеваемость

09-10

50

50

100

0

52,9

10-11

75

40

0

100

0

36,4

Сравнение

Общая

0

0

-20

0

0

0

Кач-во

25

-10

-100

100

0

-16,5

 

 

 

 

2.7. Воспитательная работа

   В течение последних лет деятельность педагогического коллектива, учащихся, заинтересованной части родителей была связана с практикой становления и совершенствования воспитательной системы школы.                                                                                                       

Исходя из этого, цель воспитательной работы на 2010-2011 уч. год была поставлена следующая: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных,    творческих,    личностных   качеств    обучающихся,    их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подходов во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.

           Для достижения цели ставились задачи:

1.     Дальнейшее     развитие     познавательного     интереса     и     повышение интеллектуального уровня учащихся.   

2.     Усиление роли семьи в воспитание детей и привлечение её к организации учебно-воспитательного процесса в школе.

3.    Приобщение    учащихся    к    богатству    общечеловеческой    культуры, духовным ценностям своего народа, формирование потребности личности ребёнка    к    дальнейшему    осознанному    стремлению    к    духовному  обогащению.

4.       Способствование росту инициативы, самостоятельности через дальнейшее  развитие системы ученического самоуправления.

5.     Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности.

6.     Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни.  

           Эти    задачи    старались    решить,    совершенствуя    положительные  результаты, развивая достигнутое, предупреждая ошибки.

 

Основные направления ВР школы

Основные направления ВР школы в 2010-2011уч. году:   спортивное.  В рамках ВР школа вела работу по организации следующих видов деятельности:

1.            Организация интересной содержательной внеурочной деятельности.

2.  Развитие творческой инициативы детей и учителей.                                                               

3.  Развитие ученического самоуправления.                                                                                

4.    Развитие коллективных творческих дел.

5.   Работа с одарёнными детьми.

6.   Организация работы по профилактике асоциального поведения учащихся.                               

 

Ежегодно проводится первенство среди учащихся 5-9 классов по настольному. Все победители награждаются грамотами и призами. Большая заслуга в развитии спортивных способностей принадлежит  учителю физкультуры и инструктору по физкультуре и спорту Дальненского СКДЦ

 

 

Организация  деятельности учащихся.

  В воспитательной работе важное место занимают общешкольные мероприятия   и   дела.   Цели   их   разнообразны:   нести   дополнительную информацию, расширить кругозор, всесторонне развивать. Но главная  цель  —  разнообразить  внеурочный  досуг,   вовлечь   детей  в   подготовку и проведение  мероприятий.  Причём  вовлечь  всех  детей   без  исключения,  раскрыть «тайники души», ведь дети талантливы, нужно только помочь им себя   реализовать.   Общешкольные   мероприятия   —   это   на   самом   деле возможность    талантливым,    артистичным,    амбициозным,    неугомонным  ребятам самопроявиться, самоутвердиться В школе разработан насыщенный план спортивных мероприятий,  в   качестве   системообразующего   выбрано   направление,   способствующее  развитию не только творческой, но и здоровой личности. Понятие «воспитание здоровой личности» предполагает не только  участие в различных спортивных мероприятиях, достижение высоких  спортивных результатов, призовые места, но и пропаганду здорового образа
жизни. В течение учебного года этому уделялось большое внимание на уроках ОБЖ, биологии, физкультуры, на классных и внеклассных мероприятиях (фестиваль «Мы за здоровый образ жизни», конкурсы рисунков на данную тематику и т. д.), а также и на родительских собраниях.

 

 

2.8. Анализ функционирования систем здоровьясбережения и безопасности

 

Организация питания

            Питание детей во время пребывания в школе является важным условием поддержания здоровья и способности к эффективному обучению. Поэтому важным индикатором функционирования системы здоровьесбережения  выступает  показатель охвата питанием обучающихся школы. Данный показатель высок.

Таблица — 22 — Динамический анализ охвата школьным питанием (2 года)

 

Количество детей

Количество бесплатно питающихся

Питание буфетной продукцией

2009-2010

20

20

20

2010-2011

22

22

22

2011-2012 19 19 19
2012-2013 21 20 20
2013-2014 23 19 19

 

 

 Обеспечение безопасности

            Создана система мер безопасности образовательного учреждения. Охрану школы осуществляют в дневное время дежурный (1 человек), режим работы: с 8.00 до 15.00 , в ночное – сторожа (2 человека). Оборудована система противопожарной безопасности. На базе школы проводятся тренировки по эвакуации после проведения соответствующих инструктажей.

Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса

Направление

 

Мероприятия

 

Сроки

 

Ответственные

 

1.          

Обеспечение сохранения    и укрепления здоровья учащихся

1.   Обследование поступающих в школу

детей.

 

Ежегодно

Администрация, фельдшер

Прилуцкая Е.Л.

 

 

2. Мониторинг состояния здоровья учащихся от 1 -го до 9 класса

В конце учебного года

фельдшер

                 Прилуцкая Е.Л.

классные руководители

 

 

3. Организация и проведение бесед с учащимися по профилактике алкоголизма и наркомании

 

два раза в год

Классные руководители,

 

 

4. Организация и проведение контроля за выполнением санитарных правил

 

периодически

Администрация школы,

фельдшер

 

 

5.   Внедрение в  образовательный    процесс    малых форм физвоспитания  (физкультурные   минутки, игры,  подвижные перемены в начальных классах)

 

 ежедневно

Учитель начальных классов, учителя -предметники

 

 

6. Проведение классных часов – часов здоровья (беседы)

 

Два раза в год

Классные руководители

 

 

7. Регулярное проведение Дня здоровья

 

Ежемесячно

Администрация, учитель физкультуры.

 

 

8. Организация однодневных походов и прогулок на природу.

Ежегодно в мае

Учитель физкультуры, классные руководители

 

 

2

Обеспечение формирования здоровьесохра няющих традиций семьи

1. Проведение лекций, родительских собраний, конференций, посвященных возрастным особенностям обучающихся, проблемам табакокурения, алкоголизма, наркозависимости

 1     раз    в четверть

       педагоги фельдшер

3

Организация здоровьесохраняющей деятельности педагога

1.Проведение профилактических медицинских осмотров (флюорография)

2.Участие в национальном проекте (профилактический осмотр работников школы от 35 до 55 лет всеми врачами-специалистами)

1 раз в год

 

 

 

Администрация

 

 

Администрация

 

 

             

3. Актуальность проекта

 

            В современных условиях одной из важнейших особенностей развития современного российского общества является инновационная направленность преобразований в различных сферах его жизнедеятельности, в том числе в образовании. Это подчеркивается на уровне обращений президента, различных документов федерального уровня (Проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2018г., Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).

       Проект перспективного развития МКОУ «Куржинская основная общеобразовательная школа» ориентирован на реализацию положений и задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и носит  характер как программа активного внедрения современных образовательных технологий, развития способностей и компетентностей обучающихся при обязательном условии сохранения и укрепления их здоровья и обеспечения безопасности образовательного процесса.

           Определяя  перспективу  развития  образовательного  учреждения,  педагогический  коллектив  в  своей  деятельности  исходит  из  того,  что  образование  во  всем  мире  рассматривается  в   качестве  важнейшего  фактора  становления  личности  как  индивидуальности  и  является  неотъемлемой  частью  социокультурной  среды,  в  которой  живет  человек.

        Образование  обеспечивает  не  только  познание  мира,  но  и  развитие  личности.  Это  должно  обеспечиваться  образовательным  процессом, основная  функция  которого – организация  единого  пространства  познания  и  индивидуального  развития.  В  основу  проекта   положена   идея  создания  такого  единого  образовательного   пространства, которое  позволит  каждому  учащемуся  развиваться  на  основе  имеющихся  индивидуальных  возможностей  и  социальных  предпосылок. Проект перспективного развития реализует принципы образования, закрепленные в следующих нормативных документах: Конвенции о правах ребенка ООН, Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Законе РФ «Об образовании», Стратегии модернизации образования, одобренной Правительством РФ, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

 

  1. Концепция

 

Концепция проекта перспективного развития школы:

—       отражает основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Плана модернизации общего образования на 2011-2015 годы (Министерство общего и профессионального образования РО, приказ № 582 от 30.06.2010г.),сУставом школы;   
— проект охватывает такие приоритетные направления, как

Ø        обновленное содержание образования: внедрение в образовательный процесс нового поколения образовательных стандартов; формирование образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС; модернизация учебно-методического, материально-технического, кадрового и информационного ресурсного потенциала школы;  изменение принципов организации учебно-воспитательного процесса с учетом перехода на компетентностно-ориентированные стандарты; внедрение системы внешней оценки качества образования при переходе с одной ступени школьного образования на другую;  занятия по выбору учащихся, занятость учащихся в кружках, спортивных секциях, творческих занятиях в системе дополнительного об­разования детей. Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения (компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что по­надобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни);

Ø          развитие системы поддержки одаренных детей: создание  творческой среды для выявления особо одаренных ребят; отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся (учени­ческие портфолио);

Ø           совершенствование учительского корпуса предполагает создание системы моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства, постоянное повышение их квалификации. А также привлечение к учительской профессии молодых талантливых людей;

Ø          изменение школьной инфраструктуры: новые принципы формирования материально-технической    базы. Обеспечение безопасности школьного здания (противопожарной, экологической, антитеррористической и т. д.); внедрение современных дизайнерских решений, обеспечивающих комфортную школьную среду;

Ø          сохранение и укрепление здоровья школьников: разработка и реализация мероприятий по улучшению здоровья школьников с уче­том применения к каждому ученику индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения; адаптация новых технологий и методикздоровьесберегающего обучения,

 организация питания .спор­тивных занятий и медицинского обслуживания учащихся (своевременная диспан­серизация, реализация профилактических программ);обновление образовательных программ, предполагающих практику индивидуаль­ного обучения, изучения предметов по выбору, общего снижения аудиторной на­грузки в форме классических учебных занятий.

Ø            совершенствование структуры государственно-общественного управления школой: расширение самостоятельности образовательного учреждения, переход на новые организационно-правовые формы деятельности; развитие взаимодействия образовательного учреждения с организациями всей со­циальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и пр

—       ориентирована на создание компетентностно-деятельностной модели социально-правового  образования и отражает принципы современного образования:

1. Принцип универсальности образования, имеющий «своим смыслом и целью предельно возможное в данное историческое время развитие всех сторон, потребностей и возможностей человека в единстве и подчиненности существенным бытийным смыслам; развитие человека в гармонии с самим собой, обществом и миром» (Н.П. Пищулин).

2. Принцип фундаментальности образования, предполагающий «понимание законов и принципов образования как форм проявления целостности, упорядоченности, гармонии и красоты сущего и его частей; познание фундаментального смысла бытия, на основе которых осуществляются все связи явлений и процессов; проникновение в сущность мира, включая и мир человека», «направленность образования на универсальные и обобщенные знания, существенные и устойчивые связи; на формирование общей культуры и развитие мышления; на структурную и содержательную переработку курсов и их согласованность друг с другом».

3. Принцип интегративности, проявляющийся в преобразовании всех компонентов образовательной системы, выступающий как средство обеспечения целостного познания мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач, как ведущая тенденция обновления содержания образования.

4. Принцип целостности образования, основанный на единстве процессов развития, обучения и воспитания учащихся. Он предполагает создание сбалансированного образовательного пространства, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.

5. Принцип индивидуализации и социализации в образовании, предполагающий уравновешенность и гармонизацию социально-природного и индивидуально-сущностного развития, когда социальное корректируется обращенностью образования на личность, а развитие каждого индивида – на условие развития всех.  Всесторонний учет уровня развития и способностей каждого ученика позволит формировать на этой основе индивидуальные учебные планы и  программы.

6. Принцип гуманитаризации образования,  позволяющий осуществлять становление духовного мира учащихся, создавать условия для развития внутренней потребности самосовершенствования и реализации  творческих возможностей.

7. Принцип гуманизации образования — основополагающий принцип деятельности, предусматривающий переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций.

8. Принцип непрерывности как фундаментальная основа организации целостной системы образования  повышенного типа на всех ступенях образования.

9.  Принцип открытости образовательной среды через совершенствование  информационного   пространства  школы.

 

5. Цели и задачи проекта.

 

Новые социальные запросы, учет основных принципов современного образования  определяют цель  и задачи перспективного развития школы.

Основная цель программы: обеспечение доступности и высокого качества образования, отвечающего социальным потребностям и способствующего успешности каждого участника образовательного процесса.

Задачи:

1. повысить качество образования, отвечающее современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) общего образования и формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности;

2. развития системы воспитания  детей с целью социализации личности в современных условиях;

3. совершенствовать систему выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и создавать условия для реализации их способностей;

4. развития кадрового потенциала школы;

5. модернизация материально-технической базы школы;

6. совершенствовать систему сохранения и укрепления здоровья детей и создавать условия для эффективного использования  здоровьесберегающих технологий;

7. совершенствовать деятельность по взаимодействию семьи и школы;

8. расширение самостоятельности школы.

9. создать условий для открытости школы в информационном пространстве.

 

 

6.      Сроки и этапы реализации проекта

 

Сроки реализации проекта: 2011 – 2018 г.г.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап. Март  2011 – июнь 2011г. (определение концептуальных ориентиров развития школы, миссии учреждения и стратегии образовательной деятельности, разработка и утверждение Программы развития школы). Выработка концепции.

Диагностико-моделирующий этап. Март 2011 — январь 2012 (определение критериев и показателей качества образовательного процесса в школе, проведение диагностики, построение и апробация концептуальной модели развития школы, моделирование и реализация инновационных направлений развития школы, обеспечение необходимых условий для их реализации).

Формирующий этап. Январь 2012 – январь 2017 (внедрение инновационных образовательных программ, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности качества школьного образования и коррекция модели развития школы).

Итогово-обобщающий этап. Январь 2017 – январь 2018 (проведение итоговой диагностики эффективности реализации Программы; обобщение опыта  деятельности школы, оформление и публикация результатов проведенных исследований и реализованных инноваций). Определение потерь, трудностей, противоречий в реализации Программы развития. Определение дальнейших перспектив развития школы.

 

7.       Механизм  управления  проектом

     

Проект перспективного  развития школы является управленческим  документом, который обеспечивает всё школьное сообщество знанием о стратегических  и тактических задачах её развития, механизмах их решения, последовательности действий и ожидаемых результатах. Контроль осуществления данного Проекта перспективного развития МКОУ «Куржинская ООШ» на 2011-2018г. осуществляется администрацией, Управляющим Советом школы.

            Администрация школы организует выполнение Проекта, разработку и утверждение планов и подпрограмм, общую координацию работ..

            По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию

Совет школы оказывает содействие в привлечении социальных партнеров, внебюджетных средств для реализации Проекта, участвует в экспертизе и оценке результатов.

 

            Мониторинг реализации программы будет осуществлен в основном по параметрам, предложенным в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

            Мероприятия по реализации Проекта являются основой годового плана школы. Информация о ходе реализации Проекта перспективного развития ежегодно представляется на итоговом Педагогическом совете, , включается в публичный доклад директора школы и отражается на школьном образовательном сайте.

            Вопросы оценки хода выполнения Проекта перспективного развития по всем разделам плана реализации, внесения изменений в реализацию решает Педагогический Совет школы.

 

8.  Механизмы реализации проекта

 

Реализация проекта осуществляется на следующих принципах:

ü     программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное корректирование;

ü      информационной      компетентности     участников      образовательного      процесса     о происходящем в школе;

ü     вариативности в  осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;

ü      включения  всех участников образовательного процесса школы   в    решение    задач  развития.

Деятельность педагогического коллектива направлена на решение каждой из поставленных задач Проекта. При выборе стратегии и механизмов достижения поставленной цели ОУ руководствуется как ранее апробированными, обеспечивающими решение локальных проблем, так и модифицированными способами и методами: анализа, программирования, оценки, мониторинга и другими, направленными на решение комплексных задач.

Механизмы реализации  по разделу «Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты»

            Творческая реализация базисного учебного, отражающего нормативы государственного образовательного стандарта, его школьного компонента. Гибкое использование часов учебных планов для повышения качества образовательной подготовки и  работы с  учащимися.
            Важнейшими индикаторами и показателями проекта является:

ü     степень готовности учащихся к реализации новых государственных стандартов;

ü     использование инновационных образовательных технологий и УМК;

ü     эффективность инновационных методик, используемых в образовательном процессе;

ü     повышение рейтинга образовательного учреждения;

ü     рост числа учащихся, проходящих обучение по программам с использованием информационных технологий;

ü     совершенствование и оптимизация образовательной программы;

ü     формирование вариативного продвижения учащихся по образовательному пути, проявлению их индивидуальности,            особенностей, возможностей, самостоятельности, компетентности;

ü     оптимизация образовательной среды, создание благоприятных условий для развития личности;

ü     качественные изменения во взаимодействии учитель-ученик-родитель.

Ожидаемые результаты:

— качественное обновление содержания общего образования;

— рост качества знаний учащихся, подтвержденных независимой оценкой качества образования;

— повышение уровня компетентности выпускников в условиях современного социально-экономического развития;

— обеспечение доступности качественного образования;

— расширение перечня педагогических технологий, регулярно применяемых в образовательном процессе;

Механизмы реализации  по разделу «Развитие системы поддержки одаренных детей»

Развитие системы поддержки талантливых детей осуществляется через выработку и совершенствование приоритетов образовательного учреждения:

ü     систематизация  работы с одаренными учащимися на основе   развития их индивидуальных способностей;

ü     создание условий максимально содействующих развитию одарённых детей  с учётом их образовательных потребностей;

ü     расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся;

ü     единство учебной и внеучебной работы (единое образовательное пространство), организация досуговой деятельности учащихся, являющийся важнейшим фактором интеллектуального, духовного, творческого развития учащихся;

ü     забота о многообразии содержания, нравственного и физического здоровья учащихся, их духовного развития;

ü     организация совместной познавательной, общественно полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности педагогов, учащихся, их родителей;

ü     включение каждого учителя в организацию разнообразных форм работы с учащимися во внеучебное время;

ü     разработка единой программы взаимодействия с социокультурной средой в сфере образовательной и досуговой деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

— создание условий для оптимального развития одаренных детей;

— рост количества учащихся, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников, дистанционных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня;

— рост количества учащихся, занимающихся научно-практической и проектной деятельностью;

— повышение ИКТ-компетентности учащихся.

Механизмы реализации  по разделу «Совершенствование учительского корпуса»

ü     объединение усилий педагогов, родителей, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого   потенциала детей  школы;

ü     изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по данному направлению;

ü     создание условий для повышения профессиональной  компетенции педагогов через прохождение курсов;

ü     организация работы методического совета по изучению новых методов и форм обучения, новейших технологий обучения.

Ожидаемые результаты:

— сохранение доли педагогов с высшей и первой квалификационной категорией, при прохождении  аттестации в новой форме;

 — возможность для индивидуализированного повышения квалификации в соответствии с осознанными потребностями.

— увеличение числа молодых специалистов, привлеченных к педагогической деятельности;

— совершенствование профессиональной компетентности  педагогов школы;

-повышение ИКТ-компетентности педагогов.

 

9. Механизм корректировки проекта

1.                      Психологическая неготовность субъектов к каким-либо кардинальным изменениям- проведение диагностики стартовой готовности различных категорий участников проекта.

2.                      В условиях групповой работы трудно обеспечить внутреннюю включенность каждого участника в проектные действия — продумать индивидуальную ответственность каждого.

3.                      При длительной работе в режиме инноваций в пространстве действия проекта могут формироваться разрушительные социально-психологические процессы-организация тренингового обучения навыкам общения, информационного обмена, работы в команде; использование релаксационных процедур.

4.                      Повышение степени субъектности у большинства членов коллектива может провоцировать его распад как единого целого, возникновение конкурентной борьбы, межличностных напряжений-использование системы делегирования руководителями образовательного учреждения реальной ответственности за конкретные участки работы педагогам, достигшим высокого уровня профессиональной компетентности.

Риск  утраты преемственности в  развитии проекта как целостного социально-педагогического организма-проектирование форм обобщения, сохранения и трансляции во времени продуктивного опыта прошлых лет, то есть реализация принципа преемственности

 

 

  1.  Ожидаемые результаты реализации проекта

 

                                        Переход на новые образовательные стандарты

Ø     Переход и реализация нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Ø     Развитие соответствующих программных средств, в том числе виртуальных средств учебной деятельности, информационно-справочных ресурсов;

Ø     Удовлетворение образовательных потребностей личности, семьи и общества, включение индивидуальных образовательных траекторий в повседневную педагогическую практику

.

Совершенствование учительского корпуса

Ø     Увеличение количества педагогов, владеющих современными образовательными технологиями, способных к повышению педагогического мастерства с использованием исследовательских методик в образовательном процессе;

Ø     Обеспечение школы высококвалифицированными педагогическими работниками;

Ø     Повышение профессионального мастерства и качества труда педагогов;

Ø     Повышение общественного престижа и востребованности труда педагогов школы;

Ø     Совершенствование системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов школы.

 Изменение школьной инфраструктуры

Ø      Обеспечение безопасных и комфортных условий для всех участников образовательного процесса;

Ø      Увеличение числа кабинетов, имеющих учебно-лабораторную, технологическую и компьютерную базу, в соответствии с современными требованиями и нормами;

Ø      Реконструкция школьной столовой;

Ø      Строительство школьной спортивной площадки.

 Сохранение и укрепление здоровья школьников

Ø      Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;

Ø      Снижение  уровня заболеваемости среди обучающихся школы,  положительная динамика нервно — психических расстройств, нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата в течение нескольких лет;

Ø      Создание внутришкольной системы по обеспечению здоровьесбережения детей и подростков;

Ø      Повышение уровня медицинской грамотности и экологического самосознания всех участников образовательного процесса;

Ø      Ведение здорового образа жизни, умение беречь свое здоровье.

 

 

11.  План реализации основных мероприятий проекта

п/п

Мероприятия

Исполнители

Срок реализации

Ожидаемые результаты

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1. Переход на новые образовательные стандарты

1.1.      

Разработка и утверждение плана мероприятий по подготовке к введению ФГОС

Директор МОУ

+

+

+

+

+

+

+

+

План мероприятий

1.2.      

Создание Рабочей группы по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ООПНОО)

Директор МОУ

+

 

 

 

 

 

 

 

Приказ с утверждённым составом

1.3.      

Разработка основной образовательной программы начального общего образования

директор,

 

100%

Внесение изменений

Внесение изменений

Внесение изменений

Внесение изменений

Внесение изменений

Внесение изменений

Внесение изменений

ООП НОО

1.4.      

Организация работы по приведению в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций учителя начальных классов

Директор МОУ

100  %                  

 

 

 

 

 

 

 

Должностные инструкции

1.5.      

Издание приказа по ОУ о переходе школы с 1 сентября 2011 года на ФГОС начального общего образования второго поколения

Директор МОУ

100  %                  

 

 

 

 

 

 

 

Приказ

1.6.      

Разработка и утверждение  рабочих учебных программ учителей  по учебным предметам

Учителя

100%

 

педа-

гогов

100%

 

педагогов

100%

 

педагогов

100%

 

педагогов

100%

 

педагогов

100%

 

педагогов

100%

 

педагогов

100%

 

педагогов

Рабочие программы, приказ об утверждении

 

1.7.      

Утверждение приказом директора формы договора между ОУ и родителями учащихся первых классов о предоставлении начального общего образования

Директор

100  %                  

 

 

 

 

 

 

 

Форма договора.

1.8.      

 Разработка и апробация измерительных материалов для оценки достижения планируемых результатов

директор

+

+

+

+

+

+

+

+

Формирование системы оценки

1.9.      

Организация курсовой подготовки учителей начальной и основной школы,  которые  поэтапно начинают работу по ФГОС

директор

Учителя нач. школы

100 %

 

 

Учителя основной школы

не менее

15%

Учителя основной школы

не менее

35%

Учителя основной школы

не менее

50%

Учителя основной школы

не менее

65%

Учителя основной школы

не менее

80%

Учителя основной школы

не менее

95%

Увеличение доли учителей, подготовленных к введению ФГОС второго поколения

1.11.  

Формирование заказа на учебники с учетом перехода на ФГОС нового поколения

директор

100  %      

100  %      

100  %      

100  %      

100  %      

100  %      

100  %      

100  %      

Обеспеченность учебно-методической литературой, учебниками

1.12.  

Работа по оборудованию кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС:

ü     создание комфортной развивающей образовательной среды на базе учебного кабинета;

ü     проверка используемой и имеющейся в кабинете учебной литературы на предмет ее соответствия двум федеральным перечням (2004г, ФГОС нового поколения),

ü     составление перечня учебников,

оборудование рабочих мест учителей начальных классов ПК

ü      обеспечение учителям доступа к электронным федеральным и региональным образовательным ресурсам.

Директор МОУ

учителя 1 классов,

 

9%

18%

27%

45%

54%

63%

72%

85%

Соответствие учебных кабинетов требованиям ФГОС

1.13.  

Изучение возможностей привлечения учреждений дополнительного образования и других учреждений (музыкальные школы, студии), родителей к организации внеурочной деятельности обучающихся.

. директор

+

+

+

+

+

+

+

+

Расширение социального партнерства

1.14.  

Работа по изучению нормативно-правовой методической  базы, регламентирующей введение ФГОС начального общего образования

директор

+

+

+

+

+

+

+

+

Увеличение доли учителей, подготовленных к введению ФГОС второго поколения

1.15.  

Проведение семинаров по реализации ФГОС начального общего образования второго поколения.

директор

+

+

+

+

+

+

+

+

Минимизация педагогических и управленческих ошибок при введении ФГОС

1.16.  

Индивидуальная работа, консультации педагогов по вопросам введения ФГОС.

директор

+

+

+

+

+

+

+

+

Увеличение доли учителей, подготовленных к введению ФГОС второго поколения

1.17.  

Оценка готовности ОУ к введению ФГОС

Администрация

+

+

+

+

+

+

+

+

Самоэкспертиза

1.18.  

Работа с родителями по информированию и привлечению к деятельности в рамках внедрения ФГОС

Директор МОУ

+

+

+

+

+

+

+

+

Информационная компетентность участников образовательного процесса.

Увеличение доли родителей, вовлеченных в деятельность образовательного учреждения.

1.19.  

Информирование общественности о ходе и результатах введения ФГОС в ОУ.

Директор МОУ

+

+

+

+

+

+

+

+

Публичный доклад

Школьная конференция

 

1.20.  

Рассмотрение требований ФГОС на заседаниях Управляющего Совета школы, родительского комитета школы, класса, родительских собраниях.

Директор МОУ

+

+

+

+

+

+

+

+

Информационная компетентность участников образовательного процесса о происходящем в школе Открытость и полнота информации

1.21.  

Проведение анкетирования родителей будущих первоклассников по изучению их запросов по использованию часов внеурочной деятельности

директор

100  %   

100  %   

100  %   

100  %   

100  %   

100  %   

100  %   

100  %   

Корректировка распределения часов внеурочной деятельности на следующий учебный год

12. Финансовое обеспечение проекта.

Выполнение проекта обеспечивается за счёт разных источников финансирования: муниципальный бюджет и областной бюджет.